Подписывайтесь на нас

Одна из главных задач Life4me+ — предотвращение новых случаев заражения ВИЧ-инфекцией и другими ИППП, гепатитом C и туберкулезом.

Приложение позволяет установить анонимную связь между врачами и ВИЧ-позитивными людьми, дает возможность организовать своевременный прием ваших медикаментов, получать замаскированные напоминания о них.

Назад
30 декабря 2016, 12:57

5.2. Проявление побочных эффектов на фоне приема ВААРТ

5.2. Проявление побочных эффектов на фоне приема ВААРТ - изображение 1

Для эффективного лечения ВИЧ-инфекции необходимо принимать препараты (высокоактивную антиретровирусную терапию — ВААРТ) в соответствии с назначенной схемой. Успех терапии напрямую зависит от соблюдения рекомендаций врача: регулярности приема лекарств, дозировки и непрерывности лечения. Если человек постоянно принимает ВААРТ, то в его крови находится достаточная концентрация препаратов, которая подавляет вирус и не дает ему размножаться.

Препараты для лечения ВИЧ-инфекции помогают держать вирус под контролем, однако они могут оказывать и другое воздействие на организм. Возникающие в результате этого воздействия нежелательные реакции организма называются побочными эффектами. Нередко люди боятся начинать терапию как раз из-за возможного проявления побочных эффектов, даже несмотря на риск прогрессирования ВИЧ. В настоящее время разработано достаточное количество современных эффективных препаратов, и среди них всегда можно подобрать ту схему лечения, при которой побочный эффект будет минимизирован или вообще отсутствовать.

Иногда на стадии привыкания организма к новому препарату у человека могут наблюдаться кратковременные побочные эффекты: диарея, тошнота, усталость, беспокойный сон, которые, как правило, проходят уже через несколько недель. Длительные побочные эффекты на фоне приема ВААРТ наблюдаются нечасто.

У некоторых женщин при приеме антиретровирусных препаратов могут возникнуть нарушения в менструальном цикле в виде нерегулярных месячных, сильных кровотечений и потери веса. В этой ситуации врачи рекомендуют пройти полное обследование на наличие других заболеваний, попробовать пересмотреть режим питания, а также проконсультироваться по поводу приема других препаратов, помимо ВААРТ. В большинстве случаев можно найти причину, назначить лечение и справиться с проблемой.

У некоторых людей с ВИЧ-инфекцией может наблюдаться потеря веса. Это происходит в случаях, когда организм получает меньше питательных веществ, чем потребляет. Причины этого могут быть разные: повышенный обмен веществ (организму нужно время, чтобы перестроиться на прием ВААРТ), наличие кишечных инфекций, отсутствие аппетита и плохое самочувствие.

Людям с ВИЧ-инфекцией, которые проходят терапию, рекомендуется наблюдать за своим состоянием и сообщать о появившихся побочных эффектах врачу. Если побочный эффект серьезно влияет на качество жизни, следует обратиться к врачу с просьбой подобрать другую, более оптимальную схему приема препаратов. При отсутствии возражений со стороны специалиста и иных причин, препятствующих изменению схемы, производится замена препарата, вызывающего побочные эффекты, на другой — похожего действия. К сожалению, иногда сложно определить, какой именно препарат в схеме вызывает побочные эффекты, поэтому процедуру иногда приходится повторять несколько раз. По рекомендации лечащего врача сначала заменяют один препарат, наблюдают 2-3 месяца и, если не произошло никаких улучшений, заменяют другой и т.д.

Некоторые препараты из схем ВААРТ могут оказывать побочные эффекты, влияющие на работоспособность, усидчивость и концентрацию внимания, поэтому при подборе лекарств важно учитывать профессиональную деятельность человека, в особенности те ее виды, которые связаны со специальными условиями труда или требуют повышенной концентрации внимания. В таких случаях рекомендуется сообщать врачу о своей работе и подобрать изначально такую схему ВААРТ, на фоне приема которой побочные эффекты не будут влиять на работоспособность.

Также, если человек принимает иные препараты, помимо ВААРТ, или проходит курс химиотерапии при туберкулезе, следует всегда консультироваться с врачом по поводу взаимодействия лекарственных компонентов, так как в этом случае могут возникать побочные эффекты.